www.biografii.ru -  Люди и Биографии. Энциклопедия жизни.  Главное меню >> Орлова Любовь Петровна

Орлова Любовь Петровна - биография народной любимицы

Орлова Любовь Петровна

Народная любовь Любови Орловой

Ее знала, любила, восхищалась ею буквально вся страна. Когда Любовь Орлова шла в Москве по улице Горького, то встречные замедляли шаг, совершенно незнакомые мужчины снимали перед ней шляпы, и даже на самых суровых лицах появлялось выражение радости и счастья.

Сталин очень любил Орлову и благоволил ей, и комедии ее мужа-режиссера Григория Александрова ему очень нравились. При встрече он долго жал руку и искренне удивлялся — какая маленькая женщина, какая худенькая. Выспрашивал сочувственно: «Он что, вас не кормит? — и, не дождавшись ответа, веселым шепотом обещал: — А мы его расстреляем...»

Детские годы Любови Орловой

Любовь Петровна Орлова родилась 11 февраля 1902 года под Звенигородом, в маленькой небогатой усадьбе матери. Отец Орловой, Петр Федорович Орлов, был потомком тверской ветви Рюриковичей. Он служил в военном ведомстве. Мать, Евгения Николаевна Сухотина, происходила из старинного дворянского рода и была родственницей Льва Толстого. Люба была второй дочкой — младше сестры на шесть лет. Сестру звали Нонна. В семье был истинный культ музыки. Отец с матерью часто музицировали дома, — подрастая, к ним присоединились и девочки. Они играли в четыре руки, но чаще пели — соло или дуэтом с отцом. Обеих девочек готовили в консерваторию. Родители хотели, чтобы Любочка стала профессиональной пианисткой, и в семилетнем возрасте отдали ее в музыкальную школу. Им, особенно матери, стоило немалых усилий поддерживать тот уровень жизни, который позволял рассчитывать на хорошие знакомства.

Но, конечно же, всех престижных знакомств стоило одно — с домом Шаляпиных . Это знакомство завязали старшие девочки: Нонна и Ирина Шаляпина. Они учились в одной гимназии и, хотя Нонна была на два года старше, их сдружили общие интересы. Со временем к подругам присоединились Любочка и младшие Шаляпины. Дружба была крепкой и долгой, хотя и с оттенком неравенства. Сестры бывали у Шаляпиных и никогда не принимали их у себя.

Драматург Иосиф Прут вспоминал: «В особняке на Новинском бульваре (ныне улица Чайковского) давался детский бал. Федор Иванович имел обыкновение трижды в году устраивать для своих детей и их друзей воскресные утренники. Праздничный зал, яркие костюмы, музыка, веселье — все это завораживало собравшуюся детвору. Среди приглашенных был и я — восьмилетний мальчик...

Юные гости все прибывали — знакомые мне и незнакомые. Радушный хозяин дома, казавшийся нам таким огромным, приветствовал входящих своим громовым голосом. И вдруг в дверях показался ангел. Весь в чем-то розовом, воздушном... Это была маленькая девочка, белокурые локоны спадали на ее плечи. Шаляпин поднял ее на руки...»

В шаляпинском особняке Любочка сделала свои первые шаги на сцене. Однажды Федору Ивановичу Шаляпину показали оперетту «Грибной переполох», поставленную любительским детским театром. В этом спектакле совсем маленькая Любочка Орлова исполняла роль Редьки. После окончания представления Шаляпин поднял Любочку на руки и произнес пророческую фразу: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!»

Лето Орловы проводили в усадьбе матери под Звенигородом, а зимой жили в Москве, на Спиридоньевке, у Патриарших прудов.

Первые годы жизни Орловой после революции

Но произошла Февральская революция, за ней Октябрьская — и в семье Орловых все разом переменилось. Кончилось и детство Любочки. Ей исполнилось 15 лет, гимназия была уже позади...

Жизнь дорожала с каждым днем. Служил только отец, но зарабатывал сущие пустяки. Решено было переселиться из Москвы в маленький подмосковный город Воскресенск, где в большом арендованном доме жила сестра матери. Перед домом был сад, крокетная площадка, позади дома — огородные грядки.

Сравнительное благополучие дома держалось на подсобном хозяйстве, прежде всего на хорошей молочной корове. Любочке выпала участь возить в Москву на продажу молоко от этой коровы. На тележке (зимой на санках) она возила тяжелые бидоны за несколько километров на станцию, втаскивала их в тамбур поезда, в Москве выгружала и развозила по домам. В одних домах люди сходили вниз за молоком, а в других надо было таскаться самой с бидоном, иногда на самый верх — на пятый-шестой этаж. Зимой эти поездки превращались в сущую пытку, приходилось то и дело снимать варежки и ворочать тяжелые холодные бидоны голыми руками. Впоследствии Любовь Орлова очень стеснялась своих рук, хотя они и не болели, но имели больной вид. Руки у нее были не только старше ее облика, они были даже старше возраста.

И несмотря на трудности выживания, в доме по-прежнему звучал рояль, и летом в саду молодежь играла в крокет.

Занятия музыкой и балетом Любови Орловой

В 1919 году Любовь Орлова поступила в консерваторию. Сестра к тому времени была уже замужем — замужество окончательно пресекло ее музыкальное образование, и Люба стала единственной музыкальной надеждой семьи. Почти два года она оправдывала эту надежду, училась на старшем отделении у педагога Карла Августовича Киппа. В свободное от учебы время юная Орлова вынуждена была подрабатывать тапером (в 1923 году в кинотеатре «Унион», потом называвшемся «Кинотеатром повторного фильма») или танцевать на эстраде.

Любопытно, что никто из близких впоследствии людей ни разу не слышал от Любови Петровны профессиональной игры. Она совершенно не терпела любительщины, доморощенного фарсу — особенно по части музыки.

Закончив консерваторию, Орлова следующие три года жизни посвятила балету и училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума. После его окончания в 1926 году она была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе, носившую имя В.И. Немировича-Данченко.

Первый муж Любови Орловой

В 1926 году Орлова вышла замуж за 29-летнего Андрея Берзина. Он был видным партийным чиновником. В Наркомземе Берзин руководил отделом производственного кредитования. Брак Орловой можно смело назвать карьерным, вынудила 24-летнюю девушку на это нужда. Их знакомство произошло в театре, кто-то из друзей после спектакля пригласил его за кулисы и познакомил с молодой актрисой. Они начали встречаться. Берзин вскоре познакомился с ее родителями. Орловы тогда только переехали в отдельную квартиру в Гагаринском переулке. Солидный Берзин понравился родителям Орловой, и они посоветовали дочери не тянуть со свадьбой. После свадьбы Орлова переехала в квартиру мужа в Колпачном переулке.

В конце 1920-х годов Берзин был назначен заместителем наркома земледелия. Он вступил в ряды оппозиции и стал одним из ярких ее представителей. В конце концов это стоило ему свободы. В 1930 году Берзина арестовали по «делу Чаянова» (нарком земледелия) и приговорили к длительному тюремному заключению. После ареста мужа Орлова вернулась к родителям в Гагаринский переулок.

Успех Любови Орловой в оперетте

Но несчастливая семейная жизнь совсем не отразилась на творческой деятельности актрисы. Возможно, это обстоятельство и активизировало желание Орловой утвердить себя на сцене. Являясь артисткой хора и кордебалета, Орлова была занята в основном в эпизодических ролях. Но с каждым годом она все увереннее продвигалась к тому, чтобы стать театральной «примадонной», кем до нее долгое время была актриса Ольга Бакланова. (Театральный классик В.И. Немирович-Данченко создал свою театральную студию специально для своей поздней любви — красавицы Ольги Баклановой, которая была подлинной опереточной дивой.)

Орлова же лицом была вылитая Бакланова. И наконец ей выпал шанс: Бакланова ушла из театра, чем повергла в шок своего учителя и любовника В.И. Немировича-Данченко, который публично рыдал у рояля. (В 1926 году Бакланова уехала в Голливуд.)

Любовь Орлова тем временем берет частные уроки у театрального педагога К.И. Колтубай, совершенствуя с ее помощью актерскую технику, а, главное, втайне готовит с педагогом роль Приколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха.

По рассказам Любови Петровны, с какого-то момента ее пребывания в хоре Владимир Иванович Немирович-Данченко стал присматриваться к ней, и наступил день, когда она наконец-то была приглашена в его кабинет.

Орлова, — сказал он, — я же вижу, что вы можете сделать больше того, что сейчас делаете. Попробуйте разучить какую-нибудь ответственную роль для индивидуального исполнения... Да не волнуйтесь вы так, на вас же лица нет...

— Я... я... — чуть слышно сказала она, — кое-что уже разучила...

Так Орлова получила роль Периколы.

Успех актрисы в этой роли был ошеломляющим. Вскоре ей предложили главные роли в «Корневильских колоколах» (Серполетта), в «Дочери мадам Анго» (Герсилья), в «Соломенной шляпке» (Жоржетта). Возможно, столь стремительному взлету Орловой к вершинам театральной славы немало способствовал увлекшийся ею руководитель театра Михаил Немирович-Данченко, сын прославленного режиссера. Многим из театра тогда казалось, что эта связь в конце концов закончится свадьбой. Однако этого не произошло. У Орловой появился новый возлюбленный — австрийский бизнесмен, который воспылал страстной любовью к талантливой актрисе. Последовал их короткий, но бурный роман. Почти каждый вечер после спектакля австриец увозил Орлову на своем «мерседесе» в ресторан, и только поздней ночью они возвращались к дому актрисы в Гагаринском переулке. Несмотря на упреки родителей, она в течение нескольких месяцев продолжала с ним встречаться.

Первые роли Орловой в кино

Вскоре работа в театре стала казаться Орловой малоинтересной. Она мечтала сняться в кино. Однако ее ждало большое разочарование.

Любовь Орлова вспоминает: «Работа в театре не приносила мне полного удовлетворения, и я все время мечтала о кино. Я попыталась осуществить свою мечту, сняться в фильме и отправилась на киностудию. Там попала в длинную очередь претенденток на роль в очередной картине. Наконец оказалась перед режиссером — человеком со взглядом решительным и суровым. Когда он поглядел на меня беспощадным профессиональным взором, я почувствовала себя как бы сплюснутой между предметными стеклами микроскопа.

— Что это у вас? — строго спросил режиссер, показывая на мой нос.

— Родинка, — пролепетала я.

— Не годится! — решительно сказал режиссер.

— Но ведь... — попыталась я возразить. Однако он перебил меня:

— Знаю, знаю! Вы играете в театре, и родинка вам не мешает. Кино — это не театр. В кино мешает все. Это надо понимать!

Я поняла лишь одно: в кино мне не сниматься, а потому надо поскорее убраться из студии и больше здесь никогда не показываться. Я дала себе клятву именно так и поступить».

Настоящая слава Любови Орловой и фильм «Веселые ребята»

Но Орлова клятву нарушила. В 1933 году режиссер Борис Юрцев пригласил ее на роль миссис Эллен Гетвуд в немом фильме «Любовь Алены» (этот фильм не сохранился). Затем последовала роль Грушеньки в звуковом фильме «Петербургская ночь». Фильмы вышли на экраны страны в 1934 году, но того успеха, который Любовь Орлова имела на театральных подмостках, они ей не принесли. Лишь в конце декабря 1934 года, когда на экраны вышел фильм «Веселые ребята», к Орловой пришла настоящая слава.

Александров Григорий Васильевич«Веселых ребят» снял 31-летний Григорий Александров (Мормоненко). В кино он пришел в 1924 году вместе с Сергеем Эйзенштейном, с которым они вместе сняли «Броненосец «Потемкин» (1925). В 1927 году на экраны страны вышел еще один фильм двух молодых режиссеров — «Октябрь».

После поездки в Америку у Александрова возникла идея снять музыкальную кинокомедию. Н. Эрдман и В. Масс за два месяца написали сценарий «Веселых ребят», и режиссер начал поиски актеров. И если исполнителя главной мужской роли Кости Потехина нашли быстро — им стал солист ленинградского мюзик-холла Леонид Утесов, — то на главную женскую роль Анюты актрису долго не могли найти. Александров просмотрел множество девушек, но никто не подходил. Наконец ему сообщили, что в Подмосковье живет великолепная девушка, поющая в самодеятельности, танцующая, красавица, словом, талант-самородок. Работает трактористкой в колхозе. Приехали в этот колхоз, посмотрели, как девушка поет, танцует, играет — способности выдающиеся, — готовая Анюта, главная героиня будущего фильма. Пригласили ее в Москву на съемки.

Но тут бесцеремонно вмешался беспощадный и холодный рок в лице директора МТС и разрушил судьбу девушки-трактористки. «Не отпущу на съемки! Нечего ей ерундой заниматься и плясать в кино, когда посевная на носу!»

Весной 1933 года Александрову посоветовали сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала 30-летняя Любовь Орлова. Александров был мгновенно покорен Орловой, и сомнений в том, кто будет играть Анюту, почти не оставалось. После спектакля они познакомились, а следующим вечером отправились в Большой театр на торжества, посвященные юбилею Л.В. Собинова.

Александров Григорий Васильевич об этом вспоминает: «Во время концерта, в котором участвовали все тогдашние оперные знаменитости, я острил и предавался воспоминаниям... И на банкете продолжал азартно рассказывать ей о задуманных озорных сценах будущего нашего фильма «Веселые ребята». Она с ужасом слушала. Я говорил и говорил, потому что на мое предложение сниматься она сказала: «Нет».

Кончился банкет, мы вышли на улицу и до рассвета бродили по Москве... В конце концов она согласилась сниматься в моем фильме, но прежде спросила:

— Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?

Я и сам это чувствовал, но что мне оставалось делать? Я, конечно же, произнес расхожую мудрость:

— В спорах рождается истина».

Правда, существует и другая версия, совершенно отличная от версии Александрова, о том, как Орлова познакомилась с режиссером «Веселых ребят». Согласно этой версии, инициатором знакомства с Александровым была сама Орлова. Она пришла на киностудию и предложила себя на роль Анюты. Сделали кинопробу, которая Александрову совершенно не понравилась. Но, потерпев неудачу, актриса и не думала сдаваться. Имея большой опыт соблазнения мужчин с положением в обществе (в числе ее возлюбленных успели побывать видный политик, иностранец-бизнесмен, театральный режиссер), Орлова предприняла новую попытку привлечь к себе внимание. Она воспользовалась услугами своей близкой знакомой — режиссера студии документальных фильмов Лидии Степановой, которая хорошо знала Александрова и пригласила его к себе, якобы на чашку чая. И в тот же вечер «случайно» зашла в гости и Орлова. Вдруг Степановой понадобилось срочно куда-то уйти, и Орлова с Александровым остались наедине. О том, что произошло дальше, можно только догадываться. Но уже через несколько дней после этой встречи роль Анюты принадлежала Орловой.

Любые жертвы, связанные с делом, любимым делом, не казались ей непосильными. Когда на нее «свалилось» предложение сниматься у Александрова, она впала в такое радостное возбуждение, что совершенно упустила из виду деловую часть события. Орлова поделилась радостной новостью с Фаней Левинской, ассистенткой режиссера Юрцева, которая, будучи искушенной в производственных секретах, сразу спросила о гонораре. Узнав сумму, она поняла, что актрису хотят, мягко говоря, обдурить, и посоветовала не соглашаться на столь унизительное материальное вознаграждение. Любовь Петровна была непреклонна:

— Такая роль! Да я бесплатно готова — пусть! Лишь бы взяли.

— Ну, хоть Александрову скажите — может, он урезонит директора...

— Ну, вот еще — жаловаться! Он может подумать, что я жадная, склочная. Еще сниматься не начала, а уже цену себе набиваю...

— Да вы спокойно скажите, как бы между прочим, чтоб он просто знал, а то он, может, и не знает...

— Не знает — и хорошо. Такая роль...

— Ох, Любочка, не будет вам счастья! Это — кино. Здесь никто ваши жесты не оценит. Еще и посмеются над вами. Здесь уважают характер, а вы — цирлих-манирлих...

— А вот я снимусь — увидим, какая я!

Любовь Орлова и Григорий АлександровСъемки «Веселых ребят» происходили летом 1934 года в Гаграх. Там роман Орловой и Александрова приобрел свои окончательные очертания. За его развитием, затаив дыхание, наблюдал весь съемочный коллектив. Вдруг на съемках у Александрова появился соперник — оператор Владимир Нильсен, который тоже влюбился в Орлову. Однако она выбрала Александрова. Несмотря на то, что рядом с Александровым находилась его жена и маленький сын, да и Орлова тоже была несвободна (ее «муж-иностранец», — а в глазах окружающих он был мужем Орловой — тоже приехал на съемки), Александров и будущая кинозвезда совершенно не скрывали взаимных симпатий друг к другу. Многим не нравились отношения влюбленных: режиссера и актрисы. Вскоре, почувствовав свою неуместность, иностранный «муж» Орловой тихо удалился со съемок.

Орлова вскоре стала полноправной хозяйкой на съемочной площадке. Первоначально эпизодов с участием Утесова в фильме было задумано больше, чем с Орловой, но Александров на ходу менял сценарий в пользу своей возлюбленной, которая вскоре после того, как картина была снята, стала его женой.

Во время съемок «Веселых ребят» было множество курьезов. Так, Леонид Утесов должен был по сценарию «укротить» разъяренного быка, вскочив тому на спину. Взглянув на огромное животное, Утесов наотрез отказался от роли «укротителя». Эпизод был все-таки нужен, и его переписали для Орловой, ее долго уговаривали, и она в конце концов отважилась и прыгнула на спину быка. Бык, естественно, возмутился и сбросил артистку под ноги, хорошо еще, что не затоптал и не поднял на рога. Но после этого эпизода Орловой пришлось почти месяц пролежать в больнице.

Фильм был окончательно завершен осенью 1934 года. Как часто случалось с хорошими картинами, «Веселые ребята» были поначалу категорически запрещены к показу. Нарком просвещения А. Бубнов и начальник Отдела пропаганды ЦК ВКП(б) Стецкий «зарубили» фильм на корню. Фильм был назван «хулиганским и контрреволюционным». Но начальник Главного управления культуры Б. Шумяцкий вступился за картину и написал письмо Сталину, чтобы тот лично решил судьбу картины. Затем фильм посмотрел Максим Горький и пришел в полный восторг. Сталин же после просмотра выразился так:

— Посмотрел, точно в отпуске побывал...

Других рецензий, понятно, не потребовалось, и все цензурные преграды были мгновенно сметены.

Картину было решено показывать не только в СССР, но и послать на фестиваль в Венецию. (На фестивале «Веселые ребята» произвели фурор, никто не ожидал от мрачного сталинского режима такой искрометной комедии. Не случайно на Западе фильм носил название «Москва смеется».) В декабре 1934 года «Веселые ребята» вышли на всесоюзный экран (было сделано огромное количество копий — 5737!)

После триумфа «Веселых ребят» Орлова кометой ворвалась в советский кинематограф. В 1935 году ей было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. (Сталин лично распорядился об этом.)

После награждения был торжественный прием в Кремле. Сталин захотел побеседовать с Орловой. Он спросил, есть у нее какая-нибудь просьба к нему? И будучи в хорошем настроении пообещал: «Выполню любую». Любовь Петровна не стала просить машину, квартиру или дачу. Ее первый муж — Андрей Берзин — был арестован, и шесть лет от него не было никаких вестей. Орлова попросила Сталина о том, чтобы ей дали возможность узнать о судьбе мужа, а если возможно, то и встретиться с ним. Сталин был удивлен, но виду не подал.

Спустя некоторое время с ней связался чин НКВД, пригласил на Лубянку и сообщил, что муж ее жив, находится в одном из северных лагерей и что она, если пожелает, может воссоединиться с мужем. Разумеется, в лагере. Орлова ничего не ответила, встала и молча покинула кабинет на Лубянке. В конце 1940-х годов Андрея Берзина выпустили на свободу, но в Москву приехать не разрешили. Он уехал к матери в Литву, где вскоре умер от рака.

окончание >> 2
Поделиться с друзьями:


Внимание! А знаете ли Вы?
На нашем сайте Вы можете не только читать чужие Биографии, но и самостоятельно разместить:
- свою Биографию;
- Биографии своих детей;
- Биографии своих родителей;
- Биографии своих родственников.
(см. как это сделать!)

Не забудьте оставить свой след в истории!



Реклама:
Rambler's Top100