www.biografii.ru -  Люди и Биографии. Энциклопедия жизни.  Главное меню >> Пушкин Александр Сергеевич

«Пушкин». Статья проф. А.И. Кирпичникова из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907)

(продолжение №9)

Пушкин Александр Сергеевич

Работа Пушкина в «Московском Вестнике»


Недовольный существовавшими тогда журналами и альманахами, он еще в Михайловском мечтал об основании серьезного и добросовестного журнала. Теперь оказалось возможным осуществить эти мечтания. Среди «архивной молодежи», из которой иные, как Д. Веневитинов, импонировали даже Пушкину умом своим и талантом, он нашел людей, ему сочувствующих. Было решено издавать, при постоянном участии Пушкина, «Московский Вестник», в редакторы которого был избран М. Н Погодин.
В продолжение трех лет Александр Сергеевич Пушкин добросовестно служил новому журналу (в тоже время он считал своим нравственным долгом поддерживать альманах барона Дельвига «Северные Цветы»), хотя в его отношениях к московскому кружку нельзя не заметить некоторой двойственности. Он вполне сочувствовал его серьезному взгляду на литературу, его убеждению в праве искусства на безграничную свободу и желанию низвергнуть господство французского вкуса, но он вовсе не хотел подчинять нашу юную словесность философским немецким теориям (которые он и понимал неясно). К московскому году жизни Пушкина относятся «Записка о народном образовании», написанная по поручению государя, и «Сцена из Фауста».
«Записка» очевидно, вытекла из разговора императора с Пушкиным, в котором поэт указал на плохую систему воспитания русских дворян, как на причину появления декабристов: она развивает ряд мыслей оригинальных и умных, иногда односторонних, но во всяком случае не соответствовавших видам правительства. «Новая сцена между Мефистофелем и Фаустом» написана под влиянием Веневитинова, который в стихотворном послании убеждал Пушкина изучать Гете. Содержание ее вымышлено и далеко не вполне в духе Гете.
В мае 1827 года Пушкину было разрешено ехать в Петербург и он поспешил этим воспользоваться, но к осени он, «почуя рифмы», уехал в Михайловское. Там, сознав будущность романа и повести, он начал исторический роман «Арап Петра Великого», в котором, не смотря на новость для него этого рода творчества, проявил великое мастерство, главным образом в серьезном, объективном тоне рассказа, в отсутствии слащавого преувеличения, ненатурального изображения старины.
Зиму 1827—1828 года, как и весну, лето и часть осени 1828 года, он провел большею частью в Петербурге, откуда иногда ездил в Москву и останавливался обычно у Нащокина. Его душевное состояние в это время было тревожное и часто тяжелое. Медовый месяц его наслаждения свободою давно прошел, а через Бенкендорфа он не раз получал выговоры, хотя и в деликатной форме. С другой стороны Пушкин был недоволен условиями личной жизни: кружок близких людей сильно поредел (брат далеко на службе, сестра в январе 1828 года вышла замуж). Молодость, минутами представлявшаяся ему рядом ошибок прошла, и Пушкин чувствовал потребность устроиться, положить конец душевным скитаниям, но пока не находил к тому возможности.

Создание Пушкиным «Полтавы»

Весною 1828 г. Александр Сергеевич Пушкин обратился с просьбою о принятии его в действующую армию и отказ принял за выражение немилости государя. Он также напрасно просился ехать за границу. Тоска и огорчения столь же мало препятствовали энергичной творческой работе Пушкина, как и все более и более усиливавшееся недоброжелательство критики, которое началось с того времени, как поэт стал принадлежать одному литературному органу, а также наивное недовольство публики, которая ждала от каждой новой строчки поэта какого-то чуда. Довольно многочисленные, и по форме, и по содержанию безупречные лирические стихотворения этого периода представляют летопись душевной жизни поэта; некоторые из них («Воспоминание», «26 мая 1828 г.») служат выражением безутешного отчаяния. Но творческие силы поэта при этом даже растут.
В октябре 1828 года Пушкин начал «Полтаву» и окончил ее менее, чем за месяц. Первая мысль о поэме из жизни Мазепы возникла у него еще при чтении «Войнаровского» Рылеева. Узнав из ее, что Мазепа обольстил дочь Кочубея, «я изумился — говорил Пушкин — как мог поэт пройти мимо столь страшного обстоятельства». Явилось сильное желание изобразить любовную историю старого гетмана, для чего подготовительную работу составляло чтение «Истории Малой России» Бантыша-Каменского и других пособий. В это время в голове Пушкина зрел план. Рамки его раздвигались, и романтическая поэма естественно сплеталась с исторической, с изображением одного из важнейших моментов к истории новой России (здесь начало увлечения Пушкина Петром, столь важного для его будущей деятельности). Поэма вышла в 1829 году и не имела успеха. Читатели не нашли в ней того блеска и яркости, которыми их пленял Пушкин, не поняли необходимости слияния частного с общим, что составляет особенность всех лучших художественных воссозданий прошлого. Немногие истинные поклонники Пушкина (напр. Кюхельбекер) оценили и в то время «Полтаву» по достоинству, а теперь, несмотря на успехи исторической науки, нам трудно, почти невозможно отрешиться от того поэтического колорита, которым Пушкин облек полтавскую битву, Кочубея, Мазепу и прочих. «Полтава», опоэтизировавшая природу Малороссии и ее быт, открыла дорогу повестям Гоголя и «Тарасу Бульбе».

9 << назад   10   дальше >> 11 
Поделиться с друзьями:


Внимание! А знаете ли Вы?
На нашем сайте Вы можете не только читать чужие Биографии, но и самостоятельно разместить:
- свою Биографию;
- Биографии своих детей;
- Биографии своих родителей;
- Биографии своих родственников.
(см. как это сделать!)

Не забудьте оставить свой след в истории!



Реклама:
Rambler's Top100