Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Тургенев Иван Сергеевич

 С образом главного героя «Отцов и детей» Евгения Базарова связано вошедшее во всеобщий обиход понятие «нигилист». Нигилист — это отрицатель. Что же отрицает Базаров? Отвечая на вопрос Павла Петровича Кирсанова, он горделиво заявляет: «Все». Но на следующий резонный вопрос Павла Петровича, а кто же и что будет строить, Базаров отвечает уклончиво: мол, сначала надо разрушить, а там видно будет.

Можно согласиться с Базаровым в части отрица­ ния пороков феодально-крепостнической системы, ставшей к тому времени в России тормозом на пути общественного прогресса. Но ведь герой И.С. Тургенева, как можно судить по его высказываниям и действиям, отрицает не только социальный уклад российской жизни, но и все достижения ее культуры, например. Отрицает красоту природы, придавая ей только утилитарное значение. Достаточно вспомнить его афоризм: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

И.С. Тургенев показывает опасность нигилизма, заключающуюся в том, что наряду с отжившим и вредным он отрицает те ценности, которые принято называть «вечными». Тургеневский герой посмеивается над Николаем Петровичем Кирсановым: молодому нигилисту кажется нелепой увлеченность отца Аркадия музыкой, поэзией Пушкина. Базаров снисходительно относится к своим родителям. Он вроде бы и любит их, но при этом избирает пренебрежительную манеру обращения с ними.

Мастерство И.С. Тургенева проявляется в том, что он не пытается опровергать мнения Базарова умозрительными доводами, а сталкивает его с жизненными обстоятельствами, которые показывают читателю за блуждения героя. Как ни бравирует Евгений своим отрицанием любви между мужчиной и женщиной, сводя ее к удовлетворению голой физиологической потребности, сам он оказывается бессилен перед охватившим его чувством к Анне Сергеевне Одинцовой.

И.С. Тургенев дает понять читателю, что стержень натуры Базарова (и это, наконец, постигает даже не слишком далекий Аркадий) — в непомерном самолю бии. Его ведущая потребность — самоутверждаться за счет других. О людях, подобных Базарову, писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»:

Мы все глядим в Наполеоны.
Двуногих тварей миллионы —
Для нас орудие одно...

Карикатурно-пародийными образами подражателей Базарова стали второстепенные фигуры его «соратников» — Ситникова и Кукшиной. В типе последней И.С. Тургенев высмеивает крайности женского движения за эмансипацию, то есть за свое равенство с мужчинами во всех сферах жизни. Представляя Кукшину читателю, И.С. Тургенев делает акцент на смешных чертах ее в целом жалкого облика и образа жизни. «В маленькой невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Что ты пружишься?»... Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко...». Во время разговора с гостями Евдоксия курит папиросу за папиросой и засыпает собеседников вопросами, на которые сама же и торопится ответить. Тургеневская ирония видна и в характеристике речевой манеры Евдоксии: «Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками».

Став достоянием читателей и критики, роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» вызвал бурные споры. И главным предметом этих споров был образ главного героя. Причем любопытно, что прежние единомышленники писателя, то есть литераторы, примыкающие к редакции «Современника», увидели в образе Базарова злую пародию на молодое поколение демократов-разночинцев. А представители консервативного общественного направления, отстаивающего старые ценности, напротив, обвинили писателя в том, что он поставил «нигилистов» на пьедестал, которого те не заслужили. В результате в И.С. Тургенева полетели критические стрелы с двух сторон: и от бывших соратников по литературной борьбе, ставших теперь противниками, и от нынешних «союзников». Почему так произошло? Дело было в том, что принадлежность или близость писателя к какой-либо общественной партии требует от него выражения общепартийных интересов. Зрению же истинного художника любое явление всегда представляется объемным и многогранным. Он воссоздает полнокровную картину мира, которая всегда оказывается шире мировоззренческих рамок какой угодно партийной идеологии. Из современных И.С. Тургеневу критиков лучше всех это понял Д.И. Писарев.

Задаваясь вопросом, как же сам И.С. Тургенев относится к своему герою, на чьей стороне он в споре «отцов» и «детей», критик демократического лагеря Д.И. Писарев отвечал на этот вопрос так: «Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц; от его анализа не ускользает ни одна слабая или смешная сторона; мы видим, как Базаров завирается в своем отрицании... как Павел Петрович рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой ненависти своей». Таким образом, Д.И. Писарев подчеркивал непредвзятость и объективность автора в изображении героя-нигилиста.


О.А.Лукьянченко

Rambler's Top100 Яндекс цитирования